Пару дней слежу за реакцией осетинского социума на перенос даты окончания Второй мировой войны на День Беслана. В целом люди совершенно верно понимают происходящее как попытку окончательно выдавить Беслан из официального российского информационного пространства, чтобы государству не приходилось каждый раз отвечать на вопросы, на которые оно отвечать не хочет. Но звучат и иные мнения: перенос был сделан не из-за Беслана, одно с другим не связано, парада не будет, это памятная, а не праздничная дата, а что в этом плохого итп. Один российский журналист заметил, что не понимающие связи одного с другим - глупцы, а понимающие, но не считающие это чем-то недопустимым - подлецы. Tertium non datur. Я не буду так радикален, чтоб никого ненароком не оскорбить, но соберитесь, ребята. Нам плюнули в лицо, и вы сейчас пытаетесь убедить себя и всех остальных, что этот плевок - Божья роса. Часто те или иные теории рассыпаются от одного логичного вопроса. Есть, например, люди, не видящие в геноциде осетин национального момента (что есть по сути его отрицание) и следующие официальной советской историографии: был не геноцид, а подавление большевистского восстания в Осетии грузинскими меньшевиками. То есть убивали не осетин, а большевиков. Эта теория рассыпается от одного вопроса. Известно, что и в 1920 году на юге Осетии было достаточно грузинских сел. Если Джугели и иже с ним убивали не по национальному признаку, то почему не пострадало ни одно грузинское село? Почему сожгли и убили только осетин? Теория про то, что перенос одного из российских дней воинской славы на День Беслана аналогичным образом рассыпается от одного вопроса: почему это понадобилось делать именно сейчас? Годами днем окончания войны значилось 2 сентября. Значит, была ошибка? Или в России запутались и не знают, когда закончилась война, унесшая жизни 27 миллионов советских граждан? Пятнадцатая годовщина Беслана, вышедшие по этому поводу фильмы и реакция российского общества на фоне деградирующей ситуации в экономике сильно расшатали официальный миф о нашей трагедии. Посыпались вопросы, люди стали выражать мнение, не совпадающее с линией партии, что потребовало привлечения усилий со стороны официальной пропаганды на разных площадках. Слово пропаганда я использую без какого-то негативного окраса, это функция любого государства. И память о Беслане решили окончательно информационно затоптать. Я не вдаюсь в более тонкие материи. Работа с памятью на таком уровне, выражающаяся в установлении памятных дат, - всегда политика. Принятие законов - политика. В данном случае, поскольку речь идет о национальной памяти, главное в этой политике - символизм. Никто ведь не думает, что парады Победы проводят в первую очередь для демонстрации орудия. Это работа с символами, находящими отклик в сознании людей. И перенос даты не мог быть случайным и не связанным с Бесланом уже только поэтому. Они все прекрасно понимают. Наконец, праздничная это дата или памятная, не имеет никакого значения. Это уже полное погружение в нравственное ничтожество: назовем день памятным, и тогда ничего страшного. Нет никакой разницы, будет парад или нет. Я уверен, что не будет, но это ничего не меняет. Цель переноса - информационное уничтожение памяти о Беслане и жертвах терроризма. Уничтожение отклика в сознании людей и особенно в сознании следующих за нами поколений. При чём здесь парад, памятность или праздничность? Среди нас не много, но достаточно людей, готовых оправдать любую подлость, если она спущена сверху. Государственные мифы осетин, сформированные тоталитаризмом с присущей ему слепой верой в вечную правоту государства. Сейчас самое время немного, но отрезвиться. Не ищите оправдания ударам по памяти жертв Беслана, не жонглируйте понятиями, не пытайтесь убедить себя в том, что перенос даты не связан с Бесланом, не сводите национальную трагедию к бытовым вещам вроде "я 3 сентября буду на Солянке или в Беслане". Не надо этого делать. Возможно, кому-то покажется, что я зациклен на этой теме и слишком много о ней пишу. Но она действительно очень, очень важна, и я готов писать о ней каждый день. Алы нацийы царды сӕйрагдӕр, бындурондӕр фарста у тынг хуымӕтӕг: адӕм стӕм ӕви фосы дзуг?