А откуда вообще взялось это религиозное положение, что быть простым лучше, чем быть сложным? Типа "где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного". Философские обоснования мне известны. Но ведь постулат "истинное просто" не имеет ничего общего с бытовым пониманием "простоты". Философская идея простоты выхолощена и опошлена до уровня девиза "чем примитивнее, тем лучше". Есть множество отвратительных вещей, которые чрезвычайно просты: жадность, наглость, жестокость, глупость, насилие и т.д. С другой стороны, попробуйте "в простоте" понять богословие св. Григория Нисского или Максима Исповедника. А требовать от человека сложной умственной организации, чтобы он "опростился" или "упростился", - это вообще безумие. Он или изувечит себя, или ввергнется в невротический самообман. Простые и сложные натуры так же равноценны в очах Божиих, как разные темпераменты или разные психотипы. А высшая Простота - это совсем не примитивные аффекты неразвитой психики, а целостность и внутреннее единство.
P. S. В комментариях прозвучали суждения о том, что желанная простота - это не примитивность, а бесхитростность, отсутствие лукавства, чистота и цельность, единство помыслов и поступков. Похоже, вся беда - в обыденной подмене философского понимания простоты (как нерасколотости, нераздробленности) бытовым, вульгарным пониманием простоты как отчужденности от всего тонкого и богатого оттенками. Знаменитая присказка преп. Амвросия Оптинского, к сожалению, пошла в народ как орудие обличения людей с тонкой душевной организацией. Тогда как благородная простота не в том, чтобы чураться всего сложного и утонченного, а в том, чтобы просто быть собой. "Не отрекаться от лица". Не подстраиваться под одобренный всеми усредненный образец. Если кто-то наделен тонкой душевной организацией, самобытным интеллектом, и не скрывает этого, не притворяется прямолинейным, а смело остаётся самим собой, открыто "исповедует" свою "сложность", - то вот он-то как раз безусловно следует принципу простоты. И наоборот: тонкий, нюансированно мыслящий человек, пыжущийся казаться простецом ("пастухом"), стыдливо или презрительно подавляющий свою "тонкость", - нарушает принцип простоты. Парадокс в том, что призыв "будь проще" в большинстве случаев подталкивает как раз к тому, чтобы человек, наоборот, погрешил против благословенной Простоты и "отрекся от лица".
Олег Скляров, доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы ПСТГУ